НАШ ОТВЕТ «ОНГАКУ»!
НАШ ОТВЕТ «ОНГАКУ»!
Понятное дело, что все, кто видел ГМ70, «королеву триодов»,
ну просто не могут спокойно жить, не сделав на ней усилитель.
Ну и я, ваш покорный слуга, не стал исключением.
С лёгкой руки своего товарища Эдуарда Ибрагимова (помните его обширное письмо в «Вестник АРА»?) я подсел на эти симпатичные большие лампы.
Сначала я просто собрал выходной каскад на этой лампе. Анодное напряжение – 800 вольт, в катоде резистор 715 ом, 20 вт, зашунтированный конденсатором 100 мкф на 160 вольт. Транс в аноде – килоом на пять хотя бы. Сигнал подаём с преда на вход ГМ70 и слушаем: насколько сильно нас мучает фон. С моими АС фон невыпрямленного накала был жуткий, но, вы не поверите, у моего товарища с B&W604 он был практически не слышен. Чудеса!
Если фон большой, выпрямляем его. Мощный диодный мост на Д305, конденсатор на 100000 мкф х 35 вольт не окажутся излишними в борьбе с фоном. Я применил такой большой конденсатор, чтобы не ставить дроссель в цепь накала. Чем меньше деталей, тем лучше!
Да! Не забудьте включить последовательно с накалом гасящие пятиваттные (а лучше десятиваттные) резисторы по 0,33 ома , они будут принимать на себя бросок тока при включении, спасая накал ГМ70.
Необходимо будет менять полярность подключения выводов накала к полюсам выпрямителя хотя бы раз в два месяца, чтобы постоянка не «намагничивала» нити накала.
Когда фон побеждён, надо думать о схеме.
Самое простое, что я придумал – SRPP на 6Н30П, питающийся от четырёхсотвольтового источника анодного напряжения. И отрицательное смещение на сетку ГМ70. Уже получилось неплохо. Но входное напряжение в этом случае должно быть не менее шести вольт. Такой вариант подходит не всем.
Если не использовать межкаскадный транс, мы неизбежно приходим к схеме «Онгаку»: SRPP на входе , каскад с непосредственной связью , далее – единственный проходной конденсатор , затем – катодный повторитель и выходная лампа.
Перепробовав много вариантов по звуку, я закруглился на том, что вы видите на схеме.
Первый каскад усиления на 6С3П, потом – половинка 6Н6П, конденсатор приличного качества и катодный повторитель на второй половинке.
Подводных камней в таком построении нет, сложность (кажущаяся) состоит в обилии питающих напряжений.
На самом деле и это не проблема. Первые два каскада вместе с источником отрицательного смещения питаются от стандартного ТАН-8, катодный повторитель – от ТАН-44, для выходной лампы придётся, правда, намотать силовик с 720-вольтовой обмоткой на железе от, скажем, ТС-250-2М. На каждый канал – свой силовой транс. Или один общий на оба канала на ОСМ-0,4.
Накальники на ГМ70 также отдельные на двухкатушечных ТС-80 (железо ПЛ22 х 32), с полностью симметричной обмоткой 2 х 22 вольта со средней точкой.
Вот, собственно, и все силовики.
Анодные дроссели я мотал на ОСМ-0,1. Что-то около 2000 витков проводом
Заметьте, что в выпрямителе +420 вольт для первых каскадов обязательно должен стоять косвеннонакальный кенотрон или маломощные демпферные диоды ( 6Ц10П, 6Ц19П ), обеспечивающие задержку подачи анодного для схемы с непосредственной связью.
Отдельно скажу о построении высоковольтного выпрямителя. Схема подсмотрена у А.Пугачевского. 720-вольтовая обмотка идёт на мост на мощных диодах Д112-25-14, затем небольшой ( 10 микрофарад на 1000 вольт ) конденсатор хорошего качества, например, МБГП , а далее могучий демпферный диод 6Д22С, который подаст вам анодное напряжение на выходную лампу лишь спустя 30-35 секунд после включения. За это время все накалы уже прогреются и режимы устаканятся автоматически.
После 6Д22С – стандартный П-фильтр из МБГВ (можно и К75-40) 60 мк х 1000 в, вышеописанного дросселя и МБГВ 100 мк х 1000 в.
Теперь можно сказать и о применённых деталях.
МБГВ в питании лучше не менять ни на что. В крайнем случае первый из конденсаторов П-фильтра можно заменить на серию К75.
Проходной конденсатор – КБГ-МН, шунтированный серебром.
Конденсаторы С1 и С2, шунтирующие катоды входных ламп, желательно Блэк Гейты.
С2 может быть и бумажным, типа МБГП.
На входе Г-образный регулятор громкости с Альпсовским Блэк Бьюти за 50 баксов, сигнал идёт мимо Альпса, практически не окрашиваясь слащавым звуком оного.
Все резисторы – ПТМН, ВС, УЛИ, БЛП. Короче, лучшее, что у вас имеется.
Электролиты – Хитачи, серий HU3 и HU4.
Диоды Д112 можно заменить импортными BY228, но они мне по звуку как-то не понравились.
Выходной трансформатор вы можете намотать по рекомендациям из уже известной вам моей статьи про выходники.
Трансы под номерами 13, 15, 19 вполне подойдут.
При монтаже помните о технике безопасности! Киловольт в аноде – это совсем не то же самое, что триста вольт, потребные для обычных ламп. В грозу у окна шьёт по воздуху! Другое дело, что усилителю нечего делать у окна в грозу…
Ну вот очень сжатый рассказ про этот усилитель.
Думаю, имея некоторый опыт усилителестроения, вам не трудно будет его изготовить.
…А чем же закончилась моя эпопея с ГМ70?
Спешу успокоить! Она не закончилась, она полным ходом идёт.
На этот момент я не придумал ничего лучшего, как загнать ГМ70 в очень высоковольтный режим (1400 в) и раскачивать её одной (но очень хорошей) лампой через межкаскадный трансформатор.
И ещё: никаких Чёрных Врат, сплошные батарейки в сеточной цепи! И огромные-преогромные трансформаторы!..
Работа в этом направлении ведётся. И, как всегда, чем дальше в лес, тем больше дроф… и попугаев, и корофф!
Тьфу! Не корофф, а королефф! Королефф Триодофф!
Да здравствует Королева Триодов – Великая лампа ГМ70 с её бесконечным и нераскрываемым потенциалом.
Так что: продолжение, видимо, следует!
Дерзайте!